Об ассоциацииНовостиИнформационные материалыСтруктураРуководствоВопросы-ответыКонтакты
07 июля 2020 года
Главная / Структура Ассоциации / Комитет по техническому регулированию / Позиция АПК России по проекту ТР о безопасности кормов и кормовых добавок

НОВОСТИ

22 июня 2020
О диагностике и лечении коронавируса у кошек и…

подробнее

01 апреля 2020
Россельхознадзор разместил обновленные рекомендации Всемирной организации по охране здоровья животных (МЭБ) касательно коронавирусной инфекции COVID-19 для…

подробнее

21 марта 2020
Открытое заявление GAPFA по животным-компаньонам и кормам для мелких домашних животных в рамках COVID…

подробнее

Позиция АПК России по проекту ТР о безопасности кормов и кормовых добавок


СПРАВКА
О необходимости отдельного технического регулирования
для категории кормов для непродуктивных (домашних) животных


Необходимость отдельного технического регулирования для кормов для продуктивных и непродуктивных животных обусловлена тем, что производство и обращение двух групп кормов и кормовых добавок представляет собой различные отрасли со своими особенностями нормативно-правового и нормативно-технического регулирования.
Основные различия двух специальных технических регламентов будут заключаться в следующем:
— различные объекты регулирования (корма, кормовые добавки, процессы их производства, обращение, эксплуатация (использование), хранение, перевозка, утилизация);
— различные цели принятия технических регламентов;
— различная степень риска причинения вреда кормами для продуктивных и для непродуктивных животных, на минимизацию которого будут направлены специальные технические регламенты;
— различные форм оценки соответствия кормов и кормовых добавок требованиям специальных технических регламентов;
— иные отличия, в том числе касающиеся нормативных показателей безопасности кормов.

ОБЪЕКТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ: ВИДЫ ПРОДУКЦИИ
В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О техническом регулировании» технический регламент представляет собой нормативно-правовой акт, устанавливающий обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования.
Под объектами технического регулирования понимаются продукция, процессы производства, эксплуатация, хранение, перевозка, реализация и утилизация продукции. В том случае, когда речь идет о потребляемой продукции (корма, кормовые добавки) термин эксплуатация следует, по нашему мнению, понимать расширительно, а именно, как всякое использование по назначению, в том числе потребление.
В соответствии со ст. 3 Проекта Специального Технического Регламента «О требованиях к безопасности кормов и кормовых добавок» животные продуктивные — это животные, которые используются для получения животноводческой продукции, а животные непродуктивные — это животные, традиционно не используемые в Российской Федерации для получения животноводческой продукции.
В связи с различием двух групп животных: сельскохозяйственные продуктивные и домашние непродуктивные — в Проекте различаются корма для продуктивных и корма для непродуктивных животных, а также их виды.
Корма для сельскохозяйственных и корма для домашних животных представляют собой отдельные объекты технического регулирования.
При определении требований к безопасности кормов для продуктивных животных объектами регулирования будут корма и процессы производства кормов для животноводства, использование кормов в животноводстве, обращение кормов, т.е. реализация кормов, при которой покупателем кормов выступают производители животноводческой продукции.
При регулировании безопасности кормов для непродуктивных животных объектами регулирования будут корма для домашних животных, процессы их производства и реализация таких кормов потребителям для использования в быту.

ОБЪЕКТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ: ВИДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Данные Общероссийских классификаторов позволяют более точно определить объекты регулирования для двух специальных технических регламентов и показать их существенные различия.
Следует учитывать, что Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2001 проводит различия между видами деятельности, связанными с кормами для продуктивных животных, с одной стороны, и кормами для непродуктивных животных с другой.
В классификаторе деятельность по производству готовых кормов для животных, содержащихся на фермах (15.71), и деятельность по производству готовых кормов для домашних животных (15.72) являются различными группами экономической деятельности.
В классификаторе подчеркиваются еще более существенные различия в отношении торговли рассматриваемыми группами кормов.
Учитывая, что технический регламент регулирует, среди прочего, обращение продукции, указанные различия видов деятельности по реализации кормов должны быть приняты во внимание.
Оптовая торговля кормами для сельскохозяйственных животных (51.21.4) и оптовая торговля кормами для домашних животных (51.38.23) относятся к различным подклассам экономической деятельности. В первом случае это оптовая торговля сельскохозяйственным сырьем и живыми животными (51.2), а во втором — оптовая торговля пищевыми продуктами (51.3). Стадия обращение продукции приобретает особое значение, поскольку в соответствии с п. 2 ст. 33 Федерального закона «О техническом регулировании» государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов осуществляется исключительно на стадии обращения продукции.

ОБЪЕКТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ, РЕАЛИЗАЦИЯ И УТИЛИЗАЦИЯ КОРМОВ
В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О техническом регулировании» к объектам регулирования относятся не только продукция и процессы ее производства, но и требования к безопасности использования, реализации, хранения, перевозки и утилизации продукции. Требования к использованию, хранению и утилизации кормов для сельскохозяйственных животных, которые подлежат закреплению в специальном техническом регламенте, должны учитывать все особенности производства животноводческой продукции.
В соответствии со ст. 2 Проекта Специального Технического регламента «О требованиях к безопасности продукции животного происхождения» использование, хранение, перевозка кормов для сельскохозяйственных животных — это часть процесса обращения продукции животного происхождения.
Предприятия, учреждения и организации, осуществляющие деятельность в сфере животноводства, обязаны обеспечивать животных доброкачественными кормами. Ст.ст. 5 и 6 Проекта Специального Технического регламента «О требованиях к безопасности продукции животного происхождения» накладывают на производителей животноводческой продукции обязанности по обращению с кормами, их использованию, учету и хранению. В отношении таких организаций, как и в отношении производителей кормов, осуществляется государственный ветеринарный надзор. В соответствии со ст. 22 Федерального закона «О качестве и безопасности пищевых продуктов» индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны осуществлять производственный контроль над качеством продукции.
Необходимо установить единые правила и требования к безопасности на всех этапах производства сельскохозяйственной продукции: от производства и использования кормов для сельскохозяйственных животных до производства животноводческой продукции. Принятие специального технического регламента «О требованиях к безопасности кормов и кормовых добавок для продуктивных (сельскохозяйственных) животных» с учетом принятия специального технического регламента «О требованиях к безопасности продукции животного происхождения» позволит достичь этой цели.
В отношении кормов для домашних непродуктивных животных вопросы реализации использования и утилизации кормов относятся абсолютно к иной сфере регулирования — к вопросам защиты прав потребителей.
Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2001 отдельно выделяет такой вид деятельности как розничная торговля домашними животными и кормом для домашних животных (52.48.33). Розничная торговля кормами для продуктивных животных в классификаторе не предусмотрена.
Реализация кормов и кормовых добавок путем розничной купли-продажи потребителям требует учета положений Закона РФ «О защите прав потребителей» в техническом регламенте о безопасности кормов для домашних животных. В таком техническом регламенте должны быть конкретизированы требования к информации для потребителей, к оформлению этикетки и маркировки товаров, отзыв товаров производителем или продавцом при нарушении требований к их безопасности.
Только принятие отдельных специальных технических регламентов для определения требований к безопасности кормов для продуктивных и для непродуктивных животных позволит должным образом отразить различия рассмотренных объектов регулирования.

ЦЕЛИ ПРИНЯТИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ РЕГЛАМЕНТОВ
Различие объектов регулирования связано и с целями принятия технических регламентов.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О техническом регулировании» при принятии специального технического регламента для регулирования требований к конкретному виду продукции следует руководствоваться двумя основными факторами:
— обеспечение целей, определенных в ст. 6 Федеральным законом «О техническом регулировании» для принятия технического регламента;
— повышенная степень риска причинения вреда данным видом продукции.
При невысокой степени риска причинения вреда определенным видом продукции цели, определенные Федеральным законом «О техническом регулировании», достигаются принятием общих технических регламентов. В том же случае, если степень риска причинения вреда отдельными видами продукции различается, либо регулирование производства и обращения таких видов продукции преследует различные цели, подлежат принятию отдельные специальные технические регламенты для каждого вида продукции.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона «О техническом регулировании» технические регламенты принимаются в целях:
— защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
— охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
— предупреждение действий, вводящих в заблуждение потребителей.
Очевидно, что помимо охраны здоровья животных целью принятия технического регламента, устанавливающего требования к кормам и кормовым добавкам для продуктивных животных, должна быть защита жизни и здоровья граждан — потребителей животноводческой продукции.
При определении требований к кормам для продуктивных животных, как показано выше, помимо общих требований к биологической безопасности, подлежат учету положения таких законодательных актов, как: Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов», Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также положения разрабатываемых в настоящий момент специальных технических регламентов «О требованиях к безопасности продукции животного происхождения» и «О требованиях к безопасности пищевых продуктов и процессов их производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации».
В то же время, целями регламента, определяющего обязательные требования к кормам и кормовым добавкам для непродуктивных животных, являются охрана окружающей среды, жизни и здоровья животных, а также предупреждение действий, вводящих в заблуждение потребителей. Охрана здоровья граждан в этом случае не ставится целью принятия специального технического регламента.



РИСКИ ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА КОРМАМИ
В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О техническом регулировании» риск определяется как вероятность причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных или растений с учетом тяжести этого вреда.
Основываясь на современных научных данных можно с уверенностью заявить, что качество животноводческой продукции и объемы ее производства напрямую зависят от своевременного обеспечения сельского хозяйства качественными кормами.
Реализация и использование некачественных кормов для сельскохозяйственных животных влечет серьезные риски распространения заболеваний среди сельскохозяйственных животных (например, коровье бешенство) и производство некачественных продуктов животноводства.
Наличие рисков производства некачественной животноводческой продукции при нарушении требований к безопасности кормов для сельскохозяйственных продуктивных животных отражено в Главе II «Общие требования, предъявляемые к безопасности продукции животного происхождения» и Главе IV «Специальные требования, обеспечивающие безопасность продукции животного происхождения» Проекта Специального Технического регламента «О требованиях к безопасности продукции животного происхождения».
Потенциальная возможность причинения вреда жизни и здоровью граждан и возможная тяжесть этого вреда свидетельствует о наличии существенных рисков при производстве, обращении и использовании кормов для продуктивных животных.
Вместе с тем, при производстве кормов для домашних животных риски причинения вреда здоровью человека значительно ниже, а тяжесть потенциально возможного вреда, связанного с некачественными кормами для домашних животных, существенно меньше по сравнению с вредом от некачественных кормов для сельскохозяйственных животных.

ФОРМЫ ОЦЕНКИ СООТВЕТСТВИЯ
В соответствии с п. 3 ст. 7 Федерального закона «О техническом регулировании» оценка соответствия продукции требованиям технических регламентов проводится в формах государственного контроля, аккредитации, испытания, регистрации, подтверждения соответствия, а также в иных формах.
Учитывая требования действующего законодательства и особое значение кормов и кормовых добавок для продуктивных животных, в отношении части кормов для продуктивных животных в Проекте Специального Технического Регламента «О требованиях к безопасности кормов и кормовых добавок» будет предусмотрено требование о проведении государственной регистрации. В соответствии со ст. 11 Проект Общего Технического Регламента «О биологической безопасности» государственная регистрация продукции, веществ, препаратов проводится с целью предупреждения вредного влияния на здоровье человека потенциально опасных химических и биологических веществ и отдельных видов продукции.
В отношении кормов и кормовых добавок для домашних непродуктивных животных требование о государственной регистрации представляется излишним и обязательное подтверждение соответствия таких кормов требованиям технического регламента предполагается осуществлять путем принятия декларации о соответствии.
Таким образом, оценка соответствия обязательным требованиям двух типов кормов будет осуществляться в различных формах, что может быть более удачно реализовано только путем принятия двух отдельных технических регламентов.

НОРМАТИВНЫ БЕЗОПАСНОСТИ КОРМОВ
Отличие требований к безопасности кормов для домашних и для продуктивных животных подчеркивается в действующих нормативно-правовых актах с ветеринарно-санитарной точки зрения. В качестве примера приведем «Ветеринарно-санитарные нормы и требования к качеству кормов для непродуктивных животных», утвержденные Департаментом ветеринарии Минсельхозпрода РФ 15.07.1997 г. N 13-7-2/1010, и «Предельно допустимые остаточные количества пестицидов в кормах для сельскохозяйственных животных и методы их определения», утвержденные Главным госветинспектором СССР 17.05.77 N 117-116 — 123-14/1810-22.
В случае принятия единого технического регламента для всех видов кормов и кормовых добавок специфика требований к каждой из двух групп кормов будет утрачена.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В соответствии со ст.ст. 2, 6, 8 Федерального закона «О техническом регулировании» при принятии специального технического регламента должны учитываться технологические и иные особенности отдельных видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, возможные риски, связанные с производством и обращением такой продукции, а также цели государственного регулирования указанной деятельности.
Положения Федерального закона «О качестве и безопасности пищевых продуктов», Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, Проектов Общих и Специальных Технических Регламентов свидетельствуют о существенных отличиях таких видов продукции как корма для продуктивных животных и корма для непродуктивных животных, областей деятельности, связанных с производством, реализацией и использованием двух групп кормов.
Вышеуказанные отличия правового, экономического, производственного и технического характера, а также различная степень риска причинения вреда кормами обуславливают необходимость принятия отдельных специальных технических регламентов для регулирования таких объектов, как корма и кормовые добавки для продуктивных (сельскохозяйственных) животных и корма и кормовые добавки для непродуктивных домашних животных. В противном случае вышеуказанный Проект Специального Технического Регламента «О требованиях к безопасности кормов и кормовых добавок» в случае его принятия не будет соответствовать требованиям закона, а его применение будет связано со значительными сложностями.

См. также:


PortPC Design - создание сайтов © 2006